Профессор Лейтон

Давайте я вам расскажу про профессора Лейтона. У нас почти никто не знает про профессора Лейтона, в то время как профессор Лейтон — это совершенно уникальное и восхитительное культурное и дидактическое явление.

Хотя понятно, что энергетический барьер доступа к профессору (нужно купить не очень дешёвое устройство и дорогие игры, которые продаются за границей) для российского ребёнка практически непреодолим, мне кажется полезным о нём (профессоре) рассказать. Потому что польза и радость от знакомства с этим героем окупают и деньги, и прочие затраты.

Это, собственно, просто серия игр для портативных консолей Nintendo DS/3DS. Их все можно запускать на самой последней модели, хотя игры выпускались для разных поколений. Описание самой игры можно найти в Википедии (нужно загуглить Professor Layton), поэтому я её подробно описывать не буду. Я напишу только, почему профессор оказался важен лично для меня. И почему я считаю, что он очень полезен детям.

Суть игры заключается в том, что симпатичные главные герои расследуют загадочные истории. Такой игрушечный детектив. Магии в игре нет, а есть только наука, но столь фантастическая, что по сути это всё равно сказки. Геймплей основан на так называемых puzzles — разнообразных загадках, которые нужно решать.

С точки зрения психологии игра подходит маленьким детям, потому что игрок в ней не ассоциирует себя прямо с персонажами — он играет в них, не «будучи» ими. То есть это «помоги тигрёнку найти выход», а не «найди выход». Насколько я понимаю, для маленького ребёнка так играть безопаснее.

1. Игры про профессора прекрасны эстетически. В голову в первую очередь приходит сравнение с анимацией Миядзаки. И внутриигровые мультфильмы, и персонажи, и загадки — все оформлено чудесно. Ну, достаточно просто загуглить картинки, чтобы увидеть, с каким вкусом всё сделано.
2. Игры про профессора прекрасны этически. Профессор лапочка и дуся. Профессор отличает добро от зла и всегда чувствует, где начало и где конец. Льюис и Честертон с удовольствием выпили бы чаю с профессором. То есть это такой безопасный, живой и очень хороший герой. Как какой-нибудь Аттикус или Горбовский. Безусловно идеализированный, но вместе с тем живой.
3. Игры про профессора прекрасны сюжетом. Причём они прекрасны как сюжетами каждой отдельной игры, так и сюжетом общим. Он логичный, в нем нет противоречий (ну, почти), с каждой новой игрой открывается не просто новая история, а доосмысливается вся жизнь героев.
4. Игры про профессора прекрасны музыкой. В японских играх часто бывает отличная музыка, а тут вообще восхитительно.

Словом, я считаю, что серия про Лейтона — это одно из лучших проявлений игровой индустрии сегодня. Которое показывает, что игры могут то, чего другие области искусства не могут никак. Но кроме таких вот общих соображений есть ещё и утилитарные.

5. Игры про Лейтона безупречны с точки зрения любой сомнительной бабушки или даже противного депутата. Хотя авторы нигде не фальшивят, в играх нет ничего провокационного. И даже пресловутой «жестокости» там нет. Никто никого не убивает. Игры полностью помещаются в рамки традиционной детской культуры. В них нет ничего, с чем ребёнок не имел бы дела по отдельности — это мультфильмы, тексты, картинки и загадки. Игра просто объединяет это всё в единую систему
6. Игры про Лейтона содержат кучу интересного английского текста. Там бывают разные акценты, разговорный и литературный язык, вырезки из газет и энциклопедий. Ну то есть на коробке сказано, что требуются «базовые навыки чтения», но для нас это надо понимать так, что тексты непростые.
7. Игры про Лейтона содержат кучу интересных задачек. Причём они все очень разные и их все очень интересно решать. Для тех, кто любит решать загадки, задачки и прочее — совершенно восхитительный кладезь. При этом если какая-то загадка не нравится и надоела, её можно обойти. По сюжету вообще требуется решать задачки только средней сложности, а самые запутанные и хитрые паззлы становятся доступны уже потом, в виде бонуса.

Словом, лично мне в играх про Лейтона видятся только два потенциальных недостатка. Первый не очень значительный и преодолимый — английский язык может оказаться слишком сложным. Второй более важный. Дело в том, что японские сюжеты детских игр для нас оказываются подчас слишком уж печальными. Я уже говорил, что хотя никто никого не убивает, авторы не фальшивят. Поэтому истории получаются, в общем-то, трагические. Наверное, для японца это какая-нибудь приятная светлая грусть. Но для европейского ребёнка это может оказаться непривычно. Вроде бы никто не умер, но ощущения, что всё отлично закончилось — нет. Наоборот.

Для меня серия игр про профессора стала необыкновенно важным фрагментом культурного контекста. Это важные для меня персонажи, важные истории, важное искусство. Поэтому я рекомендую всем обратить на профессора внимание. Вдруг кто-то как раз ищет что-то здакое для ребёнка, и готов потратить время и деньги.

Я говорю про ребёнка только потому, что взрослые для себя уж точно не станут заморачиваться, полагаю. :) Но вот лично я познакомился с профессором уже будучи относительно взрослым и теперь обязательно покупаю новые игры, которые выходят.

Можно написать комментарий:

Войти с помощью: